Помощь при мотоДТП |
- KIR
- Автор темы
- Не в сети
- Moderator
- Gold Wing Club Russia
- Сообщений: 5401
- Репутация: 29
- Спасибо получено: 232
- Moscow
- GL 1800A ' 10
16 июнь 2019 18:06 - 16 июнь 2019 18:06 #1
от KIR
Мотоциклист попал в аварию
Как ему помочь?
Стать свидетелем аварии, или одним из первых, кто проедет мимо, может каждый. К сожалению, люди бьются, иногда сами, иногда с помощью других участников дорожного движения, иногда по обстоятельствам непреодолимой природной силы. В данный момент важно не почему это произошло, а как помочь лежащему на асфальте в неестественной позе мотоциклисту.
Вопросов, в действительности, немало. О ком надо позаботиться в первую очередь: о нём или о себе? Что надо проверить первым: сознание, или дыхание? Как переворачивать тело, нужно ли освобождать тело от одежды и снимать с головы шлем? Транспортировать в больницу, или ждать скорую? Несколько лет назад мы писали об этом, и за прошедшие годы актуальность этой информации ничуть не уменьшилась. Прочтите, это может спасти чью-то жизнь. Да и вам будет проще командовать суетящимися вокруг вас людьми, если участником аварии станете вы.
Этой статьёй мы начинаем цикл рассказов, советов, рекомендаций о том, как помочь человеку, пострадавшему в аварии, на тренировках, на дороге, в глухом лесу или просто дома. Мы будем говорить о том, как правильно оценивать степень опасности для себя и пострадавшего, иметь представление о травмах, которые требуют немедленного вмешательства, и о состояниях, которые можно отложить на потом, о том, как устроен наш организм, каким образом одна система организма взаимодействует с другой, чем отличается помощь детям и взрослым. Каким образом грамотно вызывать экстренные службы, сэкономить на этом время и, как следствие, ценные минуты другой человеческой жизни. Вам станет понятно, почему в отдельных случаях необходимо, стабилизировав пострадавшего, оставаться на месте до прибытия врачей, а в других ситуациях крайне желательно транспортировать его любым образом до ближайшего медицинского учреждения.
Осмотр места происшествия. Первичный осмотр. Снятие шлема.
Байка о байке
Пятница. 16:00. Вы выбираетесь в Замкадье… Там, где жизни нет. Снуёте между медленно тянущимися дачниками, ленивыми грузовиками, извергающими клубы сизого дыма, стритрейсерами на авто с прямотоком, шумящими, как «Боинг» на взлёте… Наконец, впереди открывается окно. Дорога видна на пару километров вперёд и относительно свободна, и вы, освободившись от груза московских забот, устремляетесь за город. Вы спокойно едете ещё километров 10–15, и вдруг на совершенно пустом месте откуда ни возьмись происходит авария. Дым, куски разбитого пластика, оторванный бампер, и, ужас, вы видите мотоциклиста, валяющегося на асфальте в неестественной позе. Остановившись и бросив кое-как мотоцикл на обочине (кстати, если прямо напротив места аварии, то тем самым сильно сузите дорожный коридор, и, как следствие, медикам и спасателям будет сложнее доехать), вы бросаетесь к месту происшествия, желая оказать помощь, и… И вдруг что-то большое и тёмное застилает мир. Раздаётся удар. Вы успеваете увидеть кусок неба. Сильная боль. Это был лихач, который по встречке решил объехать место происшествия. СТОП! Вы ведь не выполнили первое правило всякого спасателя.
Хочешь помочь – сделай всё, чтобы не лечь рядом
Позаботьтесь прежде всего о собственной безопасности. Как это сделать? Прежде чем куда-то бежать, внимательно осмотритесь. Что может угрожать вам? Машины, огонь, электричка, стадо диких павианов.
Второй вопрос – что угрожает ему? Нужна ли экстренная транспортировка? Далеко не всегда надо утаскивать пострадавшего с места происшествия через шесть полос МКАДа, добив его по дороге. Пожалуй, одним из верных решений вопроса о своей безопасности будет правильная постановка вашего мотоцикла.
Например, мы, спасатели, приехав на место ДТП, всегда ставим машину перед местом происшествия за 5–7 метров, не выключаем фары и проблесковые маяки, тем самым прикрываясь автомобилем. У мотоцикла габариты совсем иные, да и самое яркое – это фара, поэтому имеет смысл ставить его после места происшествия с дистанцией 5–7 м, чтобы хватило места для машин спецслужб. И только после этого, посмотрев в зеркала, поставив мотоцикл на подножку и открыв забрало, покрутив головой на 360º, уже можно слезать с мотоцикла и спокойно, с ощущением собственной безопасности идти оказывать первую помощь.
Правило: сначала позаботьтесь о своей безопасности, это даст вам возможность спасти пострадавшего
Для этого необходимо оценить его состояние. Если человек находится в сознании, у него работает сердце и лёгкие, и это важно, так как если не будет дыхания, то меньше чем через минуту остановится сердце. Если при остановке сердца не начать скорейшую реанимацию, то через 4–6 минут наступит необратимая смерть головного мозга. А в этом случае даже приехавшие врачи со всеми лекарствами, «запустив» человека, никогда не смогут вернуть его личность. Один из верных способов проверки coзнания следующий.
• Наклонитесь к человеку, окликните его (если без шлема, то хлопните пару раз в ладоши возле его уха, справа и слева).
• Затем ущипните несколько раз за шейные мышцы, и/или проведите костяшками пальцев по грудине (широкая кость длиной в ладонь и шириной в половину, расположена посередине груди и вдоль неё).
• Если у пострадавшего есть реакция на ваши действия, то это уже неплохо, так как однозначно говорит нам о том, что у него есть дыхание, и точно работает сердце.
Правило: проверьте сознание, затем дыхание
А вот если реакции нет, то необходимо сначала проверить дыхание. Как это сделать наименее травматично, особенно с учётом того, что мотоциклисты при сильных падениях часто получают травмы головы? Шлема у нас у всех разные, и вовсе не всегда шлем нужно снимать, а только тогда, когда у человека отсутствует дыхание или оно затруднено.
Первый вариант самый простой: открыть забрало (визир) шлема и, наклонившись как можно ближе, послушать дыхание, считая в спокойном темпе до 10, при этом необходимо смотреть на грудную клетку (за 10 секунд должен произойти либо подъём, либо опускание грудной клетки). Если же шлем открытый или открывается его нижняя часть, то ещё лучше, поскольку к предыдущим двум пунктам (слушать и смотреть) можно добавить чувствовать щекой дыхание изо рта.
То есть после проверки сознания, если его нет, наклоняемся как можно ниже к лицу пострадавшего (естественно, к этому моменту свой шлем нужно уже снять, как и подшлемник) и
СЛУШАЕМ, ЧУСТВУЕМ, СМОТРИМ!
Считаем до 10 медленно и спокойно, и только если дыхания нет, то приступаем к процедуре снятия шлема. Процедура сложная и требует участия как минимум двух человек.
Расстегнуть ремешок на подбородке, снять очки, если они есть. Один человек находится сбоку от головы пострадавшего, другой фиксирует шлем от возможных подвижек (делать это надо очень надёжно, как будто вы своими руками приклеили шлем к дороге.
Сидящий сбоку от головы пострадавшего человек просовывает одну руку под шлем и фиксирует её на затылочной части головы пострадавшего, у её основания. Другую руку фиксируете под шлемом на нижней челюсти (подбородке) пострадавшего. Так мы стараемся зафиксировать голову, как бы внутри шлема.
Когда голова надёжно зафиксирована внутри шлема, тот, кто держал шлем сзади во время этой операции, может медленно снимать шлем, назад с головы. Очень неудобно работать со шлемами-интегралами, так как подбородок, нос, уши или серьга могут зацепиться за нижнею часть шлема.
После снятия шлема нужно положить под голову пострадавшего (но не под шею, помните о возможных травмах) тонкий слой какой-либо одежды 5–10 сантиметров, не надо подкладывать шлем, мотобот, сумку с бака или что-нибудь слишком объёмное. Будет очень хорошо, если тот, кто снимал шлем сзади, будет придерживать голову пострадавшего (например, своими коленями и руками), предохраняя шею и/или голову от дальнейших травм. Этот же человек может всё время в дальнейшем контролировать состояние пострадавшего, его дыхание, речь и так далее.
Правило: снимаем шлем только тогда, когда у человека отсутствует дыхание или оно затруднено. Во всех остальных случаях фиксируем голову в шлеме до приезда скорой.
И напоследок обещанная байка о байке
Как-то раз на «Минке» лет пять назад останавливаюсь на аварию. Зелёная «Кава» на боку, рядом метрах в трёх вяло шевелящийся мотоциклист, пластик, бензин, всё почти как всегда. Два ДПСника. Один курит сигарку, заодно беседуя с отчаянно жестикулирующими водителями и по пути что-то замеряя и записывая, а другой, несколько раз постучав по визиру, и, видимо, не получив ответа, упирается сапогом в плечо и пытается стянуть шлем…
«А я думал, вы так, просто шлем надеваете на голову» – говорит он мне, когда ему сообщаю о том, что шлема, вообще-то имеют застёжку... Кстати, шлем, кажется, имел двойную D-образную пряжку. Без комментариев.
Скорая приехала быстро, дежурила на посту возле МКАДа. А там, как правило, полная врачебная бригада, так что парню, наверное, повезло.
О том, что делать с пострадавшим дальше, какие ещё наши первоочередные (экстренные) действия, как правильно вызывать скорую, мы рассмотрим в следующих статьях.
Об авторе:
Игнатий Орловский, спасатель 1 класса, работает в МЧС России с 1994 года,
Поисково-спасательный отряд №10, г. Москва,
инструктор курса первой помощи Международного Красного Креста
Автор не претендует на полноту и абсолютность изложения.
Водительский стаж – с 1991 года, на мотоциклах с 2001 года.
Мотоциклы: Kawasaki ZZR-400, Yamaha TDM 850, Yamaha FZ-6, Kawasaki Versus, Enduro BM-200; квадроцикл Yamaha Grizzly-125
Как ему помочь?
Стать свидетелем аварии, или одним из первых, кто проедет мимо, может каждый. К сожалению, люди бьются, иногда сами, иногда с помощью других участников дорожного движения, иногда по обстоятельствам непреодолимой природной силы. В данный момент важно не почему это произошло, а как помочь лежащему на асфальте в неестественной позе мотоциклисту.
Вопросов, в действительности, немало. О ком надо позаботиться в первую очередь: о нём или о себе? Что надо проверить первым: сознание, или дыхание? Как переворачивать тело, нужно ли освобождать тело от одежды и снимать с головы шлем? Транспортировать в больницу, или ждать скорую? Несколько лет назад мы писали об этом, и за прошедшие годы актуальность этой информации ничуть не уменьшилась. Прочтите, это может спасти чью-то жизнь. Да и вам будет проще командовать суетящимися вокруг вас людьми, если участником аварии станете вы.
Этой статьёй мы начинаем цикл рассказов, советов, рекомендаций о том, как помочь человеку, пострадавшему в аварии, на тренировках, на дороге, в глухом лесу или просто дома. Мы будем говорить о том, как правильно оценивать степень опасности для себя и пострадавшего, иметь представление о травмах, которые требуют немедленного вмешательства, и о состояниях, которые можно отложить на потом, о том, как устроен наш организм, каким образом одна система организма взаимодействует с другой, чем отличается помощь детям и взрослым. Каким образом грамотно вызывать экстренные службы, сэкономить на этом время и, как следствие, ценные минуты другой человеческой жизни. Вам станет понятно, почему в отдельных случаях необходимо, стабилизировав пострадавшего, оставаться на месте до прибытия врачей, а в других ситуациях крайне желательно транспортировать его любым образом до ближайшего медицинского учреждения.
Осмотр места происшествия. Первичный осмотр. Снятие шлема.
Байка о байке
Пятница. 16:00. Вы выбираетесь в Замкадье… Там, где жизни нет. Снуёте между медленно тянущимися дачниками, ленивыми грузовиками, извергающими клубы сизого дыма, стритрейсерами на авто с прямотоком, шумящими, как «Боинг» на взлёте… Наконец, впереди открывается окно. Дорога видна на пару километров вперёд и относительно свободна, и вы, освободившись от груза московских забот, устремляетесь за город. Вы спокойно едете ещё километров 10–15, и вдруг на совершенно пустом месте откуда ни возьмись происходит авария. Дым, куски разбитого пластика, оторванный бампер, и, ужас, вы видите мотоциклиста, валяющегося на асфальте в неестественной позе. Остановившись и бросив кое-как мотоцикл на обочине (кстати, если прямо напротив места аварии, то тем самым сильно сузите дорожный коридор, и, как следствие, медикам и спасателям будет сложнее доехать), вы бросаетесь к месту происшествия, желая оказать помощь, и… И вдруг что-то большое и тёмное застилает мир. Раздаётся удар. Вы успеваете увидеть кусок неба. Сильная боль. Это был лихач, который по встречке решил объехать место происшествия. СТОП! Вы ведь не выполнили первое правило всякого спасателя.
Хочешь помочь – сделай всё, чтобы не лечь рядом
Позаботьтесь прежде всего о собственной безопасности. Как это сделать? Прежде чем куда-то бежать, внимательно осмотритесь. Что может угрожать вам? Машины, огонь, электричка, стадо диких павианов.
Второй вопрос – что угрожает ему? Нужна ли экстренная транспортировка? Далеко не всегда надо утаскивать пострадавшего с места происшествия через шесть полос МКАДа, добив его по дороге. Пожалуй, одним из верных решений вопроса о своей безопасности будет правильная постановка вашего мотоцикла.
Например, мы, спасатели, приехав на место ДТП, всегда ставим машину перед местом происшествия за 5–7 метров, не выключаем фары и проблесковые маяки, тем самым прикрываясь автомобилем. У мотоцикла габариты совсем иные, да и самое яркое – это фара, поэтому имеет смысл ставить его после места происшествия с дистанцией 5–7 м, чтобы хватило места для машин спецслужб. И только после этого, посмотрев в зеркала, поставив мотоцикл на подножку и открыв забрало, покрутив головой на 360º, уже можно слезать с мотоцикла и спокойно, с ощущением собственной безопасности идти оказывать первую помощь.
Правило: сначала позаботьтесь о своей безопасности, это даст вам возможность спасти пострадавшего
Для этого необходимо оценить его состояние. Если человек находится в сознании, у него работает сердце и лёгкие, и это важно, так как если не будет дыхания, то меньше чем через минуту остановится сердце. Если при остановке сердца не начать скорейшую реанимацию, то через 4–6 минут наступит необратимая смерть головного мозга. А в этом случае даже приехавшие врачи со всеми лекарствами, «запустив» человека, никогда не смогут вернуть его личность. Один из верных способов проверки coзнания следующий.
• Наклонитесь к человеку, окликните его (если без шлема, то хлопните пару раз в ладоши возле его уха, справа и слева).
• Затем ущипните несколько раз за шейные мышцы, и/или проведите костяшками пальцев по грудине (широкая кость длиной в ладонь и шириной в половину, расположена посередине груди и вдоль неё).
• Если у пострадавшего есть реакция на ваши действия, то это уже неплохо, так как однозначно говорит нам о том, что у него есть дыхание, и точно работает сердце.
Правило: проверьте сознание, затем дыхание
А вот если реакции нет, то необходимо сначала проверить дыхание. Как это сделать наименее травматично, особенно с учётом того, что мотоциклисты при сильных падениях часто получают травмы головы? Шлема у нас у всех разные, и вовсе не всегда шлем нужно снимать, а только тогда, когда у человека отсутствует дыхание или оно затруднено.
Первый вариант самый простой: открыть забрало (визир) шлема и, наклонившись как можно ближе, послушать дыхание, считая в спокойном темпе до 10, при этом необходимо смотреть на грудную клетку (за 10 секунд должен произойти либо подъём, либо опускание грудной клетки). Если же шлем открытый или открывается его нижняя часть, то ещё лучше, поскольку к предыдущим двум пунктам (слушать и смотреть) можно добавить чувствовать щекой дыхание изо рта.
То есть после проверки сознания, если его нет, наклоняемся как можно ниже к лицу пострадавшего (естественно, к этому моменту свой шлем нужно уже снять, как и подшлемник) и
СЛУШАЕМ, ЧУСТВУЕМ, СМОТРИМ!
Считаем до 10 медленно и спокойно, и только если дыхания нет, то приступаем к процедуре снятия шлема. Процедура сложная и требует участия как минимум двух человек.
Расстегнуть ремешок на подбородке, снять очки, если они есть. Один человек находится сбоку от головы пострадавшего, другой фиксирует шлем от возможных подвижек (делать это надо очень надёжно, как будто вы своими руками приклеили шлем к дороге.
Сидящий сбоку от головы пострадавшего человек просовывает одну руку под шлем и фиксирует её на затылочной части головы пострадавшего, у её основания. Другую руку фиксируете под шлемом на нижней челюсти (подбородке) пострадавшего. Так мы стараемся зафиксировать голову, как бы внутри шлема.
Когда голова надёжно зафиксирована внутри шлема, тот, кто держал шлем сзади во время этой операции, может медленно снимать шлем, назад с головы. Очень неудобно работать со шлемами-интегралами, так как подбородок, нос, уши или серьга могут зацепиться за нижнею часть шлема.
После снятия шлема нужно положить под голову пострадавшего (но не под шею, помните о возможных травмах) тонкий слой какой-либо одежды 5–10 сантиметров, не надо подкладывать шлем, мотобот, сумку с бака или что-нибудь слишком объёмное. Будет очень хорошо, если тот, кто снимал шлем сзади, будет придерживать голову пострадавшего (например, своими коленями и руками), предохраняя шею и/или голову от дальнейших травм. Этот же человек может всё время в дальнейшем контролировать состояние пострадавшего, его дыхание, речь и так далее.
Правило: снимаем шлем только тогда, когда у человека отсутствует дыхание или оно затруднено. Во всех остальных случаях фиксируем голову в шлеме до приезда скорой.
И напоследок обещанная байка о байке
Как-то раз на «Минке» лет пять назад останавливаюсь на аварию. Зелёная «Кава» на боку, рядом метрах в трёх вяло шевелящийся мотоциклист, пластик, бензин, всё почти как всегда. Два ДПСника. Один курит сигарку, заодно беседуя с отчаянно жестикулирующими водителями и по пути что-то замеряя и записывая, а другой, несколько раз постучав по визиру, и, видимо, не получив ответа, упирается сапогом в плечо и пытается стянуть шлем…
«А я думал, вы так, просто шлем надеваете на голову» – говорит он мне, когда ему сообщаю о том, что шлема, вообще-то имеют застёжку... Кстати, шлем, кажется, имел двойную D-образную пряжку. Без комментариев.
Скорая приехала быстро, дежурила на посту возле МКАДа. А там, как правило, полная врачебная бригада, так что парню, наверное, повезло.
О том, что делать с пострадавшим дальше, какие ещё наши первоочередные (экстренные) действия, как правильно вызывать скорую, мы рассмотрим в следующих статьях.
Об авторе:
Игнатий Орловский, спасатель 1 класса, работает в МЧС России с 1994 года,
Поисково-спасательный отряд №10, г. Москва,
инструктор курса первой помощи Международного Красного Креста
Автор не претендует на полноту и абсолютность изложения.
Водительский стаж – с 1991 года, на мотоциклах с 2001 года.
Мотоциклы: Kawasaki ZZR-400, Yamaha TDM 850, Yamaha FZ-6, Kawasaki Versus, Enduro BM-200; квадроцикл Yamaha Grizzly-125
Последнее редактирование: 16 июнь 2019 18:06 от KIR.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Модераторы: KIR, Григорич, Хулюган