Резина: как влияет возраст на сцепные свойства

  • Сообщений: 5401
  • Репутация: 29
  • Спасибо получено: 232
  • Moscow
  • GL 1800A ' 10
02 апр 2019 22:56 - 02 апр 2019 23:00 #1 от KIR
Коньяк и бананы (длинный текст)

Резина: как влияет возраст на сцепные свойства
текст Денис Панферов (Denis Dean Panferov). Фото Александр Маркин





Как долго мотоциклетная резина сохраняет свои сцепные свойства? Производители уверяют, что не менее пяти лет. Друзья же не советуют покупать даже прошлогоднюю, потому что она вся уже высохла и совсем не держит. Так где же правда?

Можно сколько угодно рассказывать про неизменность физических и химических характеристик резины на протяжении какого-то срока, но ничего, кроме хайпа, это не вызовет. Поэтому было решено поставить небольшой эксперимент: взять покрышки одной модели разных лет выпуска и сравнить их сцепные свойства на одном и том же мотоцикле и при одинаковом давлении воздуха в них.
Подопытной моделью был выбран Michelin Pilot Power, дебютировавший в самом начале «нулевых» годов. Он тогда пришёл на смену модели Pilot Sport, в 2006 появилась его двухкомпонентная версия Power 2ct, но при этом классический «Павер» выпускается до сих пор, и проблем с поиском покрышки 2018 года выпуска не возникло. Немного «пометя по сусекам» дилеров была найдена на складе ни разу не надёванная залежалость 2014 года выпуска. Но хотелось найти колесо возрастом более пяти лет – старше, чем допустимый производителем «срок годности» при продаже резины.
И я нашел такое колесо. Оно было установлено на редкий коллекционный мотоцикл, который стоит уже 10 лет недвижимостью, украшая интерьер. Это колесо 2006 года выпуска с пробегом не более 200 километров хранилось в отвратительных условиях: оно было смонтировано на диск, накачано, а мотоцикл находился в комнате с тёплым подогреваемым полом. Нет для резины врага страшнее, чем высокая температура.
Итак, совсем свежее, 4-летнее и 12-летнее. Будем искать разницу. Первая же проявилась при шиномонтаже. Свежее и 4-летнее очень мягкие и с гибкими боковинами. При монтаже на диск первая боковина надевается просто руками без станка, вторая усаживается станком запросто: уже севшую на диск часть покрышки легко промять до центра диска, где есть специальный желобок, облегчающий посадку. Разницы в жёсткости у 2018 и 2014 нет вообще никакой. Если срезать с боковины овал с цифрами года и недели производства, то вы их «на ощупь» не отличите друг от друга.
При монтаже покрышки 2006 года выпуска пришлось немного попотеть. Она жёстче, она не такая податливая и не так охотно гнётся. Первая боковина села после небольшого нажима сверху, а со второй пришлось помучиться: было сложно прожать уже посаженную часть в центральный желобок колёсного диска – покрышка просто отказывалась проминаться. Но в четыре руки удалось колесо смонтировать. При накачивании на хамп покрышки 2018 и 2014 года защёлкнулись примерно при давлении 1.2 бар, а самую древнюю пришлось качать до 2.0, только после этого она села на диск.
На каждой покрышке я несколько дней ездил по городу, прикатывая и обкатывая её, а потом было несколько сессий на картодроме в Фирсановке, чтобы понять сцепные свойства и характер износа боковин. С учётом цены за эту модель, она является чуть ли не лучшим предложением на рынке в данный момент в сегменте шин для гражданского применения на спортбайках и некедах. Тихая, мягкая, неплохо держит посуху, уверенно цепляется за мокрый асфальт, стабильно ведёт себя на торможении и прогнозируемо уходит в снос при слишком резкой работе с ручкой «газа».
На треке хорошо видно, что это не спортивная резина – она легко блокируется при торможении и позволяет заднему колесу прокручиваться при слишком раннем, или излишне резком ускорении в повороте. Но в поперечном направлении сцепные свойства очень достойные, и ситуации, когда заднее колесо начинало бы срываться в занос с развитием лоусайда не было. Ради повышения чувства мотоцикла на такой резине на картодром ездить можно и нужно, но высоких спортивных достижений оно вам не обеспечит.
Разницы в сцепных свойствах и характере износа между колесами 2018 и 2014 годов выпуска не было вообще никаких. Это две совершенно одинаковых по своим показателям покрышки. На фотографиях видно, что они покрылись ровной матовой шагренью от края до края без подрывов и катышков. Перегрева тоже не было – после заезда колеса были приятно тёплыми, упругими на ощупь, а не как пластилин, и без налипших на них кусочков изношенной резины от картингистов и спортсменов.
На колесе 2006 года выпуска из ворот сервиса «ПМ-Мото», помогавшего нам с шиномонтажем, было выезжать страшновато. Двенадцать лет! У некоторых подростков в этом возрасте уже усы расти начинают независимо от пола, а по меркам собак и кошек это уже старость. Драматизма добавляла противная осенняя погода с мерзким дождиком и температурой +6 С. Примерно неделю пришлось ездить по делам на этой древней покрышке в ожидании погоды, позволяющей поехать на картодром. И в течение этой недели ездить становилось всё проще и проще – страх уходил. Скоро я вообще перестал задумываться о том, что покрышке лет больше, чем мотоциклу, и что она вообще не обязана обеспечивать хоть какие-то сцепные свойства.
А она их обеспечивала, причём сравнимо с уровнем колёс 2014 и 2018 годов выпуска. Ни прокручиваться при резком старте, ни блокироваться при торможении (мотоцикл АБС и трэкшн-контролем не оснащён) сильнее не стала. Всё тот же «просто Павер» безо всякой двухкомпонентности – простой, недорогой и предсказуемый.
В итоге я раскатался, расслабился, и на картодроме на древнем, как конь Будённого, колесе показал то же время, что и на свежей резине. Покрышка точно так же потёрлось от края до края и «покрылось матом» без трусливых полосок по краям. Но немного отличался характер износа – самые края были покрыты не ровной шагренью, а имели небольшие подрывы. Видно, что колесо немного уходило наружу поворота в сильном наклоне. Возможно, уменьшив давление на 0,2 Бар этого удалось бы избежать – большую жёсткость каркаса самой покрышки так можно было компенсировать, но по условиям сравнения давление решено было применять одно для всех.
Итак, бананы, или коньяк? Ну уж точно не коньяк. С годами хранения покрышки лучше не становятся. Они, действительно, теряют эластичность. Но это относится больше к её структуре, а не к составу резиновой смеси протектора. Даже сальное на ощупь, глянцевое, как стекло и с побуревшими от времени и контакта с резиной наклейками колесо после 100-150 километров обкатки станет шершавым и цепким, надо только стереть самый верхний слой резины, покрытый пылью, грязью, маслом и консервантами против насекомых и грызунов. Там внутри под ним спрятана нормальная цепкая резина.
Но, конечно, и не бананы, которые, как ни храни, а они всё равно почернеют. При правильном хранении неизменность свойств резины, заявленная всеми шинными марками как 5 лет с момента производства, действительно присутствует – шины не портятся. Не бананы, и не коньяк – больше похоже на закрытую бутылку водки, которую можно заначить, вспомнить о ней через несколько лет, а у неё всё те же вкус и крепость.
Продавцы на колёса возрастом больше трёх лет нередко дают ощутимые скидки от рекомендованной розничной цены. Этим не стоит пренебрегать: вы ни в коем случае не будете экономить на своём здоровье, или безопасности - это будет умная экономия. Колёса возрастом старше пяти лет тоже можно купить, но только после тщательного осмотра на предмет трещин и с очень большой скидкой. Держать они будут примерно, как новые, но у них может быть скорость износа выше, то есть проедете вы на них меньше и поменяете раньше. Производители резины регламентирует срок продажи резины пятью годами с момента производства, но никак не регламентирует срок её использования после установки. Менять следует по износу или при появлении трещин на боковинах и на самом протекторе. При этом мелкие трещины в канавках протектора допустимы и не являются поводом для замены.
Если бы усилия, которые тратятся владельцами мотоциклов на поиск самых свежих шин на рынке, направить на контроль над состоянием направляющих в вилке, а также подшипников в колёсах, рулевой колонке, оси маятника и тягах прогрессии, то проблем с управляемостью мотоциклов стало бы намного меньше. Не там вы ищете…

Шины на тест предоставлены представительством Мишлен в России.

Редакция благодарит сервис PM-moto за шиномонтаж и техническую помощь в осуществлении теста: +7 (495) 162-7657

Последнее редактирование: 02 апр 2019 23:00 от KIR.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 2974
  • Репутация: 26
  • Спасибо получено: 109
  • МСК
  • 1500SE"92
03 апр 2019 08:35 #2 от uvt
Ну почти безпалевная рекламка Мишки.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 5401
  • Репутация: 29
  • Спасибо получено: 232
  • Moscow
  • GL 1800A ' 10
03 апр 2019 12:58 #3 от KIR
Думаю, что всё вышенаписанное относится не только к Мишлену, но и к любой другой моторезине.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 740
  • Репутация: 1
  • Спасибо получено: 14
  • Новоуральск
03 апр 2019 13:31 #4 от Eddi
Субъективная оценка, хоть ее результаты и радуют. Они испытывали резину при разных условиях. Информативнее было бы измерить тормозной путь на всех трех образцах в один день, на одном и том же покрытии.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 57
  • Спасибо получено: 1
  • Челябинск
04 апр 2019 13:20 #5 от Cat74
У меня на 17-летней резине "Данлоп" при торможении от задней покрышки отвалился кусок резины размером с две ладони как раз в пятне контакта прям до второго корда. Двадцать км ехал на пустом заднем. Когда снял покрышку, было видно, что резина отслоилась от корда.
P.S. Не антиреклама Данлоп.

Делай что должен, и будь что будет.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 1991
  • Репутация: 10
  • Спасибо получено: 68
  • САРАТОВ
  • GL1800 12г.в DN-01
04 апр 2019 15:13 #6 от Добрый
Не антиреклама Бриджа)))


Не важно, что впереди! Важно, кто рядом! 89173оо9888 vk.com/club169548828

Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 2131
  • Репутация: 1
  • Спасибо получено: 41
  • Тульская обл
  • GL1800
04 апр 2019 15:26 #7 от Oleg GX
И вообще эту статью проплатили шинники.
Нужно же лоху ушастому впихнуть залежалые складские остатки
Самый простой пример:
Берем старое колесо и катим по асфальту- колесо чистое
Берем свежее колесо и катим. Вот на свежем колесе мы видим, что все камушки с асфальта и пыль прилипли к покрышке.
Это говорит об отличных сцепных свойствах. Все прилипает к резине!
Не знаю, понятно ли обьяснил

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ferzy001
  • Ferzy001 аватар
  • Не в сети
  • Platinum Boarder
  • Platinum Boarder
  • Антон. Чертаново Южное
  • Сообщений: 568
  • Репутация: 6
  • Спасибо получено: 29
  • Москва
  • Honda Gold Wing GL 1800
05 апр 2019 15:13 #8 от Ferzy001
Олег, об этом в статье тоже пишут (да и по опыту скажу, что так оно и есть), что на старой резине надо для начала покататься аккуратно, чтоб верхний слой стерся, тогда и сцепные свойства появятся. Кстати на новой резиной тоже надо прикататься прежде чем закладывать, просто значительно меньше пробег прикатки. ИМХО для новой резины 100 -150 км. достаточно проехать, чтоб всякие консервационные смазки с нее стереть, а вот на старой резине и 1000 км не грех сначала откатать, чтоб верхний подзадубевший слой снять.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Сообщений: 2131
  • Репутация: 1
  • Спасибо получено: 41
  • Тульская обл
  • GL1800
05 апр 2019 15:27 #9 от Oleg GX
Про обкатку новой резины полностью согласен
На старой сколько не катайся, не станет она собирать так камушки с дороги, как новая. Она и через пару тысяч все равно пластмассовая останется

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: Хулюган
Работает на Kunena форум